БИОГРАФИЯ Ч.3
Если "Псы" знаменовали собой прорыв, то "Чтиво" просто опрокинуло все привычные границы. Трехчасовой фильм! Возвращение Траволты! В США одних видеокассет раскуплено на 100 миллионов долларов! Золотая Пальмовая ветвь Каннского фестиваля! Культурный феномен! В феврале 1995-го "Чтиво" получило 7 номинаций на "Оскар" (лучший фильм, лучший актер — Джон Траволта, лучший режиссер, лучшая актриса второго плана — Ума Турман, лучший актер второго плана — Сэмюэль Л. Джексон, лучший сценарий, лучший монтаж — Сэлли Менке). Единственный "Оскар" "Криминального чтива" - за лучший сценарий - получил Квентин.В декабре 1994 года Тарантино участвует в совместном проекте с режиссерами Элисон Андерс, Робертом Родригесом, Александром Рокуэллом "Четыре комнаты". Предполагалось также участие Ричарда Линклейтера, который должен был снять "пятую комнату", но он в то время работал над фильмом "Перед рассветом" в Вене. Сама идея была предложена Рокуэллом — идея снять фильм, состоящий из четырех коротких историй, каждая из которых происходит в одном из номеров вымышленного лос-анджелесского отеля "Монсеньор"; все четыре истории объединены главным героем — портье Тедом (Тим Ротт). История Тарантино — "Жуткое пари", в котором опять обыгрывается старый источник — на этот раз телевидение, эпизод из шоу Альфреда Хичкока. Как в "Бешеных псах" и "Криминальном чтиве", в которых момент ужаса заложен изначально, тот факт, что Норман может потерять палец, обеспечивает напряжение, на фоне которого разворачивается драма. Странно, но потенциальная потеря пальца, а не взрывающиеся головы и отрезанные уши, стала самой жуткой чертой тарантиновского канона.
Наконец решили снимать "От заката до рассвета" — по сценарию, который он написал на раннем этапе своей карьеры за полторы тысячи долларов. Написанный Тарантино по мотивам рассказа Роберта Куртцмана сценарий попал в объективы камер в июне 1995-го в Лос-Анджелесе. Джордж Клуни и Тарантино — в главных ролях, в картине также участвуют Харви Кейтель и Джульет Льюис. В августе проект был опять взят под опеку "Мирамакс", и на рождественских праздниках фильм вышел в прокат в США.
Для "Багрового прилива" Тони Скотта, истории о доблести и предательстве на подводной лодке Соединенных Штатов, Тарантино отредактировать диалоги. Он сделал это от чистого сердца, не попросив быть включенным в титры, — результат добрых взаимоотношений, возникших на "Настоящей любви". К тому же Квентин умудрился отредактировать комедийный сценарий "Это Пэт" для близкой подруги Джулии Суини (которая играет Рейчел в "Криминальном чтиве"). Но даже Тарантино не смог спасти фильм от провала. Он также нашел время, чтобы снять эпизод телевизионного сериала "Скорая помощь" под названием "Материнство", который показали на американском телевидении 11 мая 1995 года.
В августе в прокат вышла альтернативная версия "Бешеных псов" — расширенная редакция для фэнов. Но, несмотря на все эти отклонения от основного рода занятий, "Мирамакс" предложила Тарантино и Бендеру четыре новеллы Элмора Леонарда — "Ромовый пунш", "Смертельный выстрел", "Бандиты" и "Чудила Дики". В 1997 году Тарантино снимает "Джеки Браун", за основу этого проекта он взял роман "Ромовый пунш". Тарантино прочитал его еще в гранках, когда снимал "Криминальное чтиво". "Ты — режиссер. Делай с романом что хочешь и снимай фильм", — сказал Леонард, а Тарантино так и поступил. Он перенес историю, рассказанную Леонардом, — об уже немолодой стюардессе, вовлеченной в махинации по незаконному ввозу оружия и отмыванию денег, — из Флориды в родной Лос-Анджелес. Кроме того, он изменил главную героиню Джеки Берк — она стала Джеки Браун, борющейся чернокожей женщиной, а ее имя вынесено в название фильма. Это дало Тарантино великолепную возможность выстроить картину вокруг одной из своих постоянных героинь, Пэм Грир. "Я написал оригинальный текст. – рассказывает он. – Проект в корне отличался от предыдущих работ. Я не хотел, чтобы люди считали, что мне нечего им больше предложить, кроме того, что уже сделано". Новый фильм — гораздо более зрелая работа, тщательно продуманная, только герой Сэмюэля Джексона (Ордел) очень напоминает Джулса из "Криминального чтива". В фильме нет похожих на автоматные очереди диалогов, ставших отличительным признаком предшествующих лет. Это картина другого класса благодаря также технике видеоряда, очаровательной Грир и, конечно, музыке.
В апреле 1998 года Квентин дебютировал на сцене в открывшемся на Бродвее спектакле "Подожди до темноты". Это новая версия пьесы, имевшей большой успех 32 года назад, о слепой девушке, терроризируемой в своей квартире злыми бандитами, ищущими спрятанный героин. Он неоднократно говорил о своей мечте быть признанным прежде всего как актер. Но постановка вызвала негативное отношение критиков – как актера Тарантино не признали.
Следующего фильма ждали от него шесть лет, но за время между "Джеки Браун" и "Убить Билла" Тарантино не сидел сложа руки: в 1998 он продюсировал и играл в "Господь сказал – Ха!" ("God Said, Ha!"), в 1999 и 2000 годах выступал продюсером фильмов "От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса" ("From Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money"), "От заката до рассвета 3" ("From Dusk Till Dawn 3: The Hangman’s Daughter"), в 2001 — "Железная обезьяна" ("Iron Monkey"). В 2000 году снимается в роли слепого священника в фильме Стивена Брилла "Маленький Никки" ("Little Nicky"). Кроме того, после эксперимента в 1998 с бродвейским спектаклем Квентин планировал снять фильм о Второй мировой войне "Бесславные Ублюдки" ("Inglorious Bastards") и до 2002 года вплотную работал над сценарием к нему.
Тем не менее он отложил работу над этим фильмом, чтобы снять картину "Убить Билла", которая вышла на экраны разделенной на две части. Разделение готового фильма произошло на самой последней стадии, когда выяснилось, что хронометраж превышает три с половиной часа, а Боб Уайнстайн, один из владельцев "Мирамакс Филмс", остался доволен всем материалом и предложил Тарантино из одной картины сделать две, причём их выпустить с промежутком в полгода. С одной стороны, в этом заключался определённый риск, а с другой - трезвый расчёт, что публика успела соскучиться по "великому и ужасному Квентину" за целых шесть лет, прошедших с момента выхода "Джекки Браун", поэтому с удовольствием пойдёт на обе ленты. Развод же их по времени выпуска тоже объясняется разумными обстоятельствами, что в этом случае появляется возможность номинировать сразу два фильма на различные премии, включая "Оскар", ибо один из них будет приписан к 2003 году, а другой - к 2004-му. "Я беспокоился из-за того, что "Убить Билла" будет в двух частях," — говорит Тарантино. — "Во время редактирования фильма мы думали, что можем разделить фильм правильно. Это все равно что рассказывать историю, и лучший способ сделать это — рассказать ее в двух частях".
Идея фильма появилась еще в 1994 году на съемках "Криминального чтива"; тогда же Тарантино придумал фразу, ставшую одним из тэглайнов будущей ленты: "Ума Турман убьет Билла", а "Смертельная команда гадюк" родилась из "Пяти лисичек", идеи выдуманного сериала, в котором так и не сыграла Миа Уоллас, героиня "Криминального чтива". Яростный киноман Тарантино создал кино, представляющее собой непревзойденную смесь всех элементов стиля от типового китайского боевика до эстетики японского кино и мультипликации (последнее в явной форме), и спагетти-вестернов. Он превратил Человека Без Имени в женщину и снабдил ее при этом искусным мечом ручной работы – оружием истинного самурая. Как более зрелая женщина, а также как мать, героиня Умы имеет несколько другой образ, чем могла иметь, если бы картина была снята сразу после "Криминального чтива". "Если бы я написал сценарий тогда, я, наверное, отталкивался от образа Умы того времени — 22-летней девушки," — объясняет Тарантино. — "Так что, возможно, в фильме некоторых аспектов бы не было. Я хочу сказать, что в течение первого года пока я писал сценарий, я действительно не знал, что В.В. (дочь Невесты) выжила. Потому что я писал, пока не добрался до конца. Только в последние четыре-пять месяцев писательской работы я осознал, что В.В. жива. До этого я был как героиня Умы. Я ничего не знал и только собирался получить отомщение. На сценарий ушло полтора года, и я провел их рядом с Умой. Я жил в Нью-Йорке, писал там сценарий, мы просто делали сценарий вместе. Я писал, она читала сценарий, мы болтали о нем, и я узнавал ее снова, так как многое в ней изменилось, ритм ее речи, другие вещи, которые должен знать сценарист. Пока я узнавал ее, я узнавал и ее дочь Майю, и меня это воодушевляло. В то время Ума была матерью — это то, что она делала. ".
Количество пролитой бутафорской крови (450 галлонов) позволило записать фильм в число самых кровавых творений мирового кинематографа. "Я не хотел использовать ту кровь, которую выливают на съемках хорроров, — рассказывал он. — Я хотел кровь самурайскую. Нельзя вылить на меч немного малинового сиропа и ожидать, что это будет хорошо выглядеть. Необходимо иметь специальную разновидность крови, которую можно увидеть в фильмах о самураях". И тем не менее, смакование подробностей убийства, в том числе и ожесточенное размозжение головы о дверной косяк, в "Убить Билла" не вызывают отвращения. У него получилась эстетизированная картина смерти, а не бессмысленный кровавый боевик. А кровь здесь именно то, что она представляет собой в кино – просто кровь, краска, которой художник рисует свое нетленное полотно. Тарантино говорит, что самой трудной при написании сценария была та часть, что мы видим в "Убить Билла. Vol.1". "Сложно было работать над сценарием первой части и также сложно было ее снимать, потому что я действительно пытался направить себя в другое русло как режиссер и принять вызов других создателей боевиков. Вторая же часть была немного более привычной для меня. У вас есть два сидящих в комнате человека, которые разговаривают. Это уже то, благодаря чему я стал знаменит". Второй фильм совершенно другой. Он почти не похож на первый. Поэтому те зрители, которые ждали четкого продолжения первого фильма, были изрядно разочарованы. Во второй части мы узнаем больше о прошлом героев, видим актерское мастерство Умы Турман, позволяющее ей более полно показать образ Невесты. Вторая часть смонтирована в совсем другом темпе. В первом и втором фильмах сделаны совершенно различные акценты. Если первый фильм - целиком о мести: гложущей, кровавой, жестокой и эффектной, то второй фильм - в общем, о любви. Причем, что хорошо, говорится об этом в классическом тарантиновском стиле - с помощью великолепных диалогов. "Один из моментов, когда я первый раз читала сценарий, один из моментов, который действительно не давал мне покоя — хотя таких моментов было много — но был один, который просто меня изводил — это то, что я, читая это, не была убеждена, что действительно хочу убить Билла," — рассказывает Ума. — "Я не была уверена насчет убийства Билла. Я думаю, очевидно, что это было сложно сделать из-за появления в фильме ребенка. Я бескпокоилась, не будет ли убийство внутренне противоречивым, не убьет ли оно фильм. В конце концов, к съемкам я поняла, что там нашлось место для всего: для противоречия, разбитого сердца, там было место и для мести".
В 2004 году Тарантино вернулся в Канны в качестве председателя жюри. "Убить Билла" не было в программе Каннского фестиваля, но в завершающий день была показна первоначальная трех с половиной часовая версия фильма.
В 2005 Квентин участвует в качесвте "специального приглашенного режиссера" в съемках "Города грехов" ("Sin City") Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера. Еще в 1994 году Тарантино прочитал Родригесу первые тридцать страниц сценария "Убить Билла". "Я знал, что он не хочет работать с композитором, так как композитор может сделать то, что ему не понравится. Так что я сказал: позволь сделать музыку мне, я сделаю это бесплатно, и если тебе понравится, ты ее используещь, а если не понравится — нет. Тогда он сказал "Это звучит здорово! Бесплатная партитура!" Но впоследствии юристы сказали мне, что если я хочу чтобы контракт стал официальным я должен получить взамен хотя бы доллар, так что он заплатил мне доллар. Когда пришло время для "Города грехов" я хотел, чтобы он стал режиссером одного из эпизодов и научился работать с цифровым кино, просто для того чтобы он увидел, что это то, что он сможет использовать для другого фильма, и он сказал "ОК, я сделаю это бесплатно", что, конечно, потом стало долларом," — смеется Родригес.
Квентин направился в Остин, штат Техас, чтобы снять эпизод, в котором задействованы Клайв Оуен, Бенисио Дель Торо и Бриттани Мерфи. "Он был великолепен," — говорит Роберт о Тарантино. — "Я полагал, что в этом фильме истории будут короче, когда первый раз рассказал ему о нем, но потом они стали длиннее. Я сказал ему "Ты можешь режиссировать один из этих эпизодов", поскольку Фрэнк изначально издал их как маленькие истории. Вот почему вы всегда видите смерть героев через каждые десять минут, потому что он всегда хотел заставить вас вернуться за следующей книгой комиксов. Каждая книга состояла из нескольких небольших историй".
Тарантино участвовал в этом проекте также потому, что хотел испытать технологию цифрового кино, которую Родригес использовал в "Городе грехов". "Он поладил с методами применения "зеленого экрана" и полюбил его," — рассказывает Родригес. — "Дождь, машина, дорога — там ничего не было. Он просто сконцентрировался на создании зрелища. В этом заключалась прелесть "зеленого экрана" для нас". Зрелище получилось действительно захватывающее, "Город грехов", передовой и ослепляющий в своей абсолютной преданности визуальному наслаждению, заставляет так ожить страницы комиксов, как никогда до этого никому не удавалось. Это великолепный триптих мрачных, полных насилия историй, помещенных в город, погрязший в лжи и коррупции.
В 2005 Квентин снимает эпизод "Смертельная опасность" для сериала "CSI: Crime Scene Investigation", показанный в мае на CBS. Сейчас, в 2006, Тарантино и Родригес работают над фильмом "Grind House" - в нем будет две части (даже, скорее, два самостоятельных 60-минутных фильма), первый фильм "Death Proof" срежиссирует Тарантино, второй "Planet Terror" - Родоригес. В конце марта 2006 уже начались съемки у Робертра Родригеса, Тарантино же еще дорабатывает сценарий. Из-за работы над "Death Proof" Квентину пришлось отложить работу над "Бесславными ублюдками", сценарий фильма уже готов, но начало съемок откладывается до завершения других проектов.
Другой проект, который Тарантино намерен осуществить в текущем году, - новая редакция "Убить Билла". "Я хотел где-то с год вообще не думать об "Убить Билла", и теперь я готов". - говорит Квентин. "Это будут не просто два фильма, показанные вместе. Я на самом деле смонтировал части в один большой фильм". Смонтированный по-новому "Убить Билла" выйдет на экраны в кинотеатрах, и чтобы зритель не устал от четырех часового кино, Тарантино обещает, что "там будет антракт в седедине, как в фильме 60-х "Battle Of The Bulge"" (снят режиссером Кеном Аннакином в 1965 г., знаменит тем, что длится 212 минут, из-за чего прерывался антрактом).
Предыдущая
Режиссёрский почерк
- Герои обычно управляют транспортными средствами "Дженерал Моторс", особенно "Шевроле" и "Кадиллак".- Портфели и чемоданы играют важную роль в "Криминальном чтиве", "Бешеных псах", "Джеки Браун", "Настоящей любви" и "Убить Билла. Фильме 2".
- Делает ссылки на культовые кинофильмы.
- Часто работает с такими актёрами, как Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Ума Турман, Самюэль Л. Джексон. Также в каждом его фильме, за исключением "Доказательства смерти", играет кто-то из тех актёров, которые играли в фильме Мартина Скорсезе "Злые улицы".
- В его фильмах обычно есть съемка из багажника автомобиля.
- У него всегда есть голландский элемент фильма: вводная музыкальная мелодия "Little Green Bag" в "Бешеных псах", которую исполнил Джордж Бэйкер, а написали Jan Gerbrand Visser и Benjamino Bouwens — они все голландцы; у героя Тима Рота — Freddy Newandyke — типичная голландская фамилия; кличка Тима Рота — Mr. Orange, а оранжевый цвет является королевским цветом Голландии и королевской семьи; разговор об Амстердаме в "Криминальном чтиве"; Винсент Вега курит голландскую трубку; в "Джеки Браун" Рутгер Хауэр упоминает имя невесты — Беатриса — имя голландской королевы.
- "Мексиканский тупик". Во всех его фильмах (включая "Настоящую любовь") содержится сцена, в которой трое или больше героев направляют оружие друг на друга одновременно.
- Часто использует нетрадиционное повествование, например, возвращение к прошлым событиям ("Бешеные псы"), нелинейность ("Криминальное чтиво") или повествование по главам ("Убить Билла", "Бесславные ублюдки").
- Часто комики играют в его фильмах маленькие роли.
- Хорошо имитированные сцены с отрезанием частей рук героев в чрезвычайно крупных планах.
- Длинный крупный план лица человека в то время, когда кто-то ещё говорит за кадром.
- Использует псевдонимы и клички почти во всех своих фильмах.
- Часто играет маленькие роли в своих фильмах, как правило — антагонистические.
- Наркотики, а также чрезвычайное насилие, большая часть которого находится за кадром. Хотя Тарантино использует эти элементы в своих фильмах, но он терпеть не может насилие и наркотики.
- Героини часто носят чёрно-белый брючный костюм.
- Часто создаёт вымышленные бренды из-за неприязни к размещению рекламы в кинофильмах. Например, в большинстве его фильмов присутствуют сигареты "Красное яблоко".
- Часто снимает свои фильмы в Лос-Анджелесе.
- Незначительные диалоги находятся за кадром.
- Прерывает сцены вступлением о биографии героя.
- Часто в своих фильмах показывает ступни героинь.
- Главный герой его фильмов совершил хотя бы одно крупное преступление (чаще всего — убийство, в некоторых фильмах — ограбление) (за исключением эпизода в фильме "Четыре комнаты").
- В его историях часто проскальзывают сюжеты убийства родителей малолетних детей. Так, например, в "Бешеных псах" полицейский просит: "Не убивай меня, у меня маленький ребенок!", а после его хладнокровно расстреливают. В "Убить Билла" Биатрикс убивает Верниту Грин на глазах у ее маленькой дочери Никки. В "Бесславных ублюдках" актриса Бриджит фон Хамерсмарк убивает новоиспеченного отца малыша Макса.
- Герои фильмов часто ведут беседу где-нибудь в кафе или в ресторане, при этом разговаривая опять же о еде.
Награды
1992 Премия "Мария" "Международного Кинофестиваля в Каталонии" за лучшую режиссуру "Бешеные псы"1992 Премия "Мария" "Международного Кинофестиваля в Каталонии" за лучший сценарий "Бешеные псы"
1992 Приз ФИПРЕССИ (Приз международных критиков) "Международного Кинофестиваля в Торонто" "Бешеные псы"
1994 Премия "Золотой глобус" за лучший сценарий "Криминальное чтиво"
1994 Премия "Национального совета кинокритиков США" за лучшую режиссуру "Криминальное чтиво"
1994 Премия "Оскар" за лучший оригинальный сценарий "Криминальное чтиво"
1994 Премия "BAFTA" за лучший оригинальный сценарий "Криминальное чтиво"
1994 Премия "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля "Криминальное чтиво"
1995 Премия "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм "Криминальное чтиво"
1995 "Премия Эдгара Аллана По" за лучший сценарий художественного фильма "Криминальное чтиво"
1995 Премия "Независимый дух" за лучшую режиссуру "Криминальное чтиво"
1995 Премия "Независимый дух" за лучший сценарий "Криминальное чтиво"