Бешеные псы. Факты о фильме
США, 1992, 99 мин.Сюжет: после неудачного ограбления ювелирного магазина в назначенном месте один за другим собираются оставшиеся в живых участники преступления. Один из них серьезно ранен в живот. Двое убиты. Они догадываются, что среди них предатель, но не знают кто.
Режиссер: Квентин Тарантино
Продюсер: Лоуренс Бендер
Сценарист: Квентин Тарантино
Оператор: Анджей Секула
В ролях: Харви Кейтел, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Стив Бусеми, Крис Пенн, Лоуренс Тирни, Рэнди Брукс, Керк Болтц, Квентин Тарантино, Эдвард Банкер, Стивен Райт, Рич Тернер, Дэвид Стин, Тони Космо, Стиво Польи, Майкл Соттил, Лоуренс Бендер, Линда Кэй, Роберт Рут, Сюзанн Селест.
"В сущности, в моей голове давно была эта идея, годы, годы и годы: фильм об ограблении, действие которого происходит не во время ограбления, а после него, когда парни появляются один за другим, — говоритТарантино. — Это была идея, возникшая у меня давно. Я никогда не исследовал ее глубже, это была просто идея".
Фанатик кино, по собственному признанию, он видел большинство из них раньше, "но я целенаправленно смотрел фильмы-ограбления каждый вечер. Я вбил себе в голову, что это — замечательный, удобный жанр, чтобы влить в него новую кровь, потому что последний из них появился давным-давно. Основное в фильмах- ограблениях, по сути, состоит в том, что в них есть особый встроенный механизм напряжения, нервного ожидания".
"Прелесть фильма в том, что мы вынимаем его из временного пространства кино и ставим на обычный циферблат, на момент встречи, куда они все приходят, — объясняет Тарантино. — Часть захватывающего эффекта фильма — это то, что вы точно не знаете, что произошло, каждый из героев интерпретирует события по-своему".
Так, не видя ограбления как такового, зритель связан с реальностью только посредством рассказов персонажей о произошедших событиях. Наше восприятие — это их восприятие. И восприятие каждого из них немного разнится с другими. "Если дюжина парней попала в разборку и была в самой гуще перестрелки и вы все спрашиваете у них, что произошло, они скажут вам, что все видели одно и то же, ну, знаете, порядок того, как все происходило, возможно, будет разным. Это-то меня и интересует. Не факт, что они расскажут абсолютно разные истории, но небольшая разница в восприятии все же будет, и вы стараетесь это осмыслить. Каждый раз, как кто-то переступает через порог, у вас появляется новый персонаж и, как мне кажется, создается небольшое напряжение, потому что вы все еще ждете ограбления, но потом на полпути это становится совсем другим фильмом"
События разворачиваются не в логическом порядке, а выявляются постфактум. "Это было особенно свежей струёй, и Квентин был этим очарован, — объясняет Тим Ротт. — Это не просто вещь с началом, серединой и концом". Таким образом, главная сцена на складе расчленена романным методом повествования да "главы", информация подается аудитории без настоящего соблюдения хронологии, затуманивая традиционное зрительское восприятие. Каждый эпизод имеет название (в данном случае имя персонажа), то же самое будет повторено в трех новеллах "Криминального чтива", главах "Убить Билла" и то же самое — в первоначальное сценарии "Настоящей любви".
Интересные факты:
Премьера в Америке – 2 сентября 1992 (ограниченный прокат, 19 экранов).Съемки "Бешеных псов" начались по графику 29 июля 1991 года. На них ушло 5 недель.
Бюджет фильма - $1,2 млн. Сборы в американском прокате - $3 млн, общий доход $20 млн.
Фильм считается дебютом Квентина Тарантино, хотя еще в 1987 году он снял "День рождения моего лучшего друга", для которого написал сценарий и в котором сыграл главную роль.
К юбилею выхода на экраны "Бешеных псов" компания "Palisades Toys" презентовала кукол, изображающих главных действующих лиц этого фильма. В коробку помимо одетых в черное кукол вложены дополнительные аксессуары вроде бритв, блестящих пистолетов и отстегивающегося уха.
В начале картины герой, роль которого исполняет Тарантино, – Мистер Коричневый – рассуждает о клипе Мадонны "Как девственница" ("это девочка, которая любит парня с большим членом"). Как признался позже Тарантино, он действительно думал, что это скрытый смысл клипа Мадонны: "Я на самом деле думал, что это был подтекст песни. Я был уверен, что когда я встречусь с Мадонной, она скажет, что это так". Когда встреча Мадонны и Квентина состоялась, она подписала ему свой альбом "Эротика", написав "Это не о члене, это о любви. Мадонна".
Тарантино зачастую обвиняют в том, что сюжет для "Псов" он утащил из "Города в огне" (1987) Ринго Лэма.
Тарантино мечтал, чтобы в его фильме сыграл Джеймс Вудз. Агенту Вудза делали пять денежных предложений, однако он отказался, посчитав, что это ниже тех сумм, которые обычно получает его клиент. Позже Тарантино познакомился с Вудзом, и выяснилось, что агент даже не сообщил актеру о том предложении. Вудз был раздражен настолько, что поменял агента. А Тарантино отказался сказать, какую именно роль он хотел ему предложить, заявив, что в любом случае эту роль сыграл не менее блестящий актер. Однако считается, что Вудз мог бы сыграть Оранжевого; эту роль исполнил Тим Рот.
Прообразом персонажа Стива Бусеми (Мистера Розового) является сам Тарантино: он тоже предпочитает не давать чаевые. "Это было моим кредо на протяжении нескольких лет, вся эта речь о чаевых Стива Бушеми, — смеется Тарантино. — Да, я абсолютно верил всей этой чуши. Больше не верю, потому что сейчас могу позволить себе давать чаевые, но все зависело от того, когда я получал минимальную зарплату и они получали минимальную зарплату, и мне никто не давал чаевых. У меня не было работы, которая в обществе считается достойной чаевых. Спустя время я немного изменил свое мнение, но это на самом деле забавно. Моим друзьям, то есть тем друзьям, которые знают меня уже давно, целую вечность, для них это самая неприятная сцена по двум причинам. Одна — это им надоело. Они слышали, как я говорю эту чушь, знаете, миллион раз. Вторая — им просто ненавистен тот факт, что последнее слово осталось за мной".
Стукача Оранжевого также мог сыграть Сэмюэл Л. Джексон. Эта роль ему не досталась, однако Тарантино был настолько впечатлен пробами, что Джексону досталась роль в "Криминальном чтиве" (1994).
Розовым или Блондином Тарантино также хотел сначала сделать Тима Рота.
На роль Блондина также пробовался Джордж Клуни.
Стив Бусеми мог сыграть Белого.
Фильм был полностью готов за три дня до киносмотра на фестивале в Сандэнсе.
Название ленты Reservoir Dogs составлено из названий двух фильмов – "Au Revoir Les Enfants" ("До свидания, мальчики") (1987) Луи Маля и "Соломенные псы" (1971) Сэма Пекинпа. В случае с фильмом Маля слово "резервуар" является фонетической ошибкой самого Тарантино, который таким образом произносил французское Au revoir.
С самого начала проект был придуман как микробюджетное кино на черно-белой пленке, где главные роли должны были сыграть друзья Тарантино. Однако копию сценария удалось передать Харви Кейтелу, который был настолько впечатлен, что включился в проект и помог с его финансированием.
Тарантино и его партнерам, Лоуренсу Бендеру и Монти Хеллману, предлагали полтора миллиона долларов на съемку "Бешеных псов", если это будет комедия.
Все же бюджет фильма был настолько мал, что не позволил справить актерам новые костюмы; им пришлось носить в фильме собственные вещи.
Художник Роберт Куртцман согласился помочь с гримом, при условии, что Тарантино напишет сценарий "От заката до рассвета", основанный на сюжете Куртцмана.
Основное место съемок было найдено на стыке Фигероа и 59-й улицы, в Хайлэнд-парке: старое похоронное бюро, заброшенное с тех пор, как его разрушило землетрясение.
Кирпичная стена аллеи кегельбана, на фоне которой Псы сняты в начальных кадрах, когда идут титры, также находится в Хайлэнд-парке, Лос-Анджелес.
Тиму Роту, игравшему Мистера Оранджа, приходилось лежать неделями в луже искусственной крови. "Она была очень липкая, — говорит Ротт. — Это сироп, и он высыхает под лампами, так что вы фактически в определенный момент прилипаете к полу".
Во время съемок на площадке присутствовал врач скорой помощи, который должен был следить, чтобы на рубашке Оранжевого было ровно столько крови, сколько ее бывает у человека, получившего пулю в живот.
Цветные имена героев Тарантино позаимствовал в "Захвате метро" (1974) Джозефа Сарджента.
Герои одеты во все черное, точно также, как герои "Светлого будущего-2" (1987) Джона Ву.
Главарь Джо Кэбот в исполнении Лоуренса Тирни заявляет: "Мертв как Диллинджер". Это двойной намек: на фильм Марко Феррери "Диллинджер мертв" (1969) и фильм "Диллинджер" (1945) Макса Носсека, где знаменитого гангстера сыграл сам Тирни.
Настоящее имя Блондина – Вик Вега. А героя Джона Траволты из "Криминального чтива" (1994) зовут Винсент Вега. По замыслу Тарантино, Вик и Винсент – братья. Он даже хотел снять своеобразный приквел "Братья Вега", однако спустя годы отказался от затеи, посчитав, что теперь вряд ли сумеет убедить зрителей, что Мэдсен и Траволта выглядят моложе самих себя в "Псах" и "Чтиве".
В фильме 252 раза произнесено слова fuck.
Жкрнал "Empire" в 2005-м г. назвал "Псов" номером один в списке независимых фильмов всех времен. Творение Квентина чаще других картин упоминается как дань уважения автору в титрах самых разных фильмов, а также чаще других становится "жертвой" заимствования.
По словам Майкла Мэдсена, Керк Балтц, сыгравший попавшего в плен копа, сам попросил его проехаться в багажнике его машины, чтобы почувствовать на себе, что это такое. "Ну, вообще-то он только хотел, чтобы я повозил его минут десять. Но раз уж я заполучил его в свой багажник, то завел двигатель и катал его минут сорок пять, — самодовольно ухмыляется Мэдсен. — Как только я сел в машину, мне пришла в голову мысль, что мне это тоже полезно. Он стучал, брыкался и орал так, что пришлось включить радио. Я поехал в Тако Белл и купил колы. Я ездил в горку и под горку, делал виражи. В багажнике была куча старого хлама, и, когда я открыл его, Балц был весь потный и действительно очень злой. Он плоховато выглядел, ха-ха-ха..."
Тарантино отчаянно сопротивлялся появлению в его фильме любого продакт-плейсмента. Именно поэтому герои курят выдуманную им марку сигарет "Красное яблоко", а любые продукты, появляющиеся в кадре, закончили свое существование еще в 70-е годы.
В фильме 17 смертей – совершенных как в кадре, так и за кадром.
Награды:
Торонто-1992ФИПРЕССИ - Квентин Тарантино
Сандэнс-1992
Гран-при жюри - Квенти Тарантино (номинация)
Авиньон-1992
Prix Tournage - Квентин Тарантино