Криминальное чтиво - часть 2
Большую часть сценария Тарантино написал в Амстердаме: Квентин пил, употреблял наркотики, ходил в кино на боевики и читал дешевые детективы. Ему так понравился этот город, что для сценария довольно искусственным образом был придуман некий европейский бизнес Марселласа, на котором Винсент Вега был смотрящим", в результате чего Винс в диалогах рассказывал Джулсу, "как там в Европе".
Подбор актеров для "Криминального чтива" был не
такой сложный и длительный, как в случае с "Бешеными псами". Сам
Квентин первоначально собирался сыграть наркоторговца Лэнса, но ему нужно было
находиться за камерой в сцене с передозом Миа, поэтому он выбрал роль Джимми.
Винсент Вега первоначально должен был быть Виком Вегой - персонажем Майкла
Мэдсена из "Бешеных псов". Однако Мэдсен предпочел сняться в другом
фильме, о чем, вероятно, до сих пор жалеет. (Как известно, Тарантино потом
долго вынашивал планы снять Мэдсена и Траволту в приквеле к этим двум фильмам,
но подобные планы так и не осуществились...)Тарантино, когда услышал об отказе Мэдсена, сначала хотел пригласить на эту роль Дэниэла Дей-Льюиса, однако потом вспомнил о своем любимом актере - Джоне Траволта. Джон на тот момент уже выпал из обоймы, но заработанные во время лихорадок в субботнюю ночь деньги позволяли ему до конца жизни ни о чем не беспокоиться. Как Тарантино уговорил Джона сняться в его фильме буквально за копейки - доподлинно неизвестно. Вероятно, Траволту просто тронуло то, что Тарантино действительно был его горячим поклонником... Как известно, Траволта не проиграл. Роль в "Криминальном чтиве" стала для Джона триумфальным возвращением в первые ряды голливудских звезд.
На роль Джулса Тарантино изначально планировал именно
Сэмюэля Джексона. Однако первые пробы Джексон провалил, и роль хотели отдать Полу
Кэлдерону (он потом сыграл бармена). Но Джексон, когда узнал об отказе,
прилетел в Лос-Анджелес и попросил сделать новые пробы, после чего его все-таки
утвердили на роль. Кстати, Джулс должен был носить классическую африканскую
прическу - дреды и все такое. Однако в начале съемок этот парик еще не был
готов, и Джексон натянул первый попавшийся дурацкий паричок с кудрями.
Тарантино парик неожиданно понравился, и Джулс так и остался кудрявым, что
слегка не по-африкански.С Брюсом Уиллисом получилось все совсем просто. Уиллис оказался горячим поклонником "Бешеных псов" и готов был часами цитировать диалоги оттуда, поэтому, когда Харви Кейтель познакомил Уиллиса с Тарантино, Брюс сказал, что готов сниматься в этом фильме за любые деньги, в результате чего получил роль Буча, на которую изначально планировали Сильвестра Сталлоне.
Наибольшая проблема была с Миа Уоллес. Для Тарантино этот
персонаж был очень важен, потому что с ним связывались очень тонкие
психологические моменты. Кроме того, это был первый серьезный женский персонаж
в фильме Квентина. Первоначально он даже не знал, кто она будет - американка,
афроамериканка, итальянка, француженка или еще кто-нибудь. На эту роль
пробовались Мэг Райан (кот Бублик горестно взвыл), Холли Хантер, Мэг Тилли и
другие актрисы, но это было все не то. Пока, наконец, на очередных кинопробах
Тарантино не увидел свою будущую музу - Уму Турман. Он не сразу предложил ей
эту роль, а Ума, все-таки получив предложение, не сразу согласилась, опасаясь
сниматься в картине, где столько крови и насилия. О том, каким образом Квентин
уговорил Уму, - ходят легенды. Говорят даже, что он делал ей массаж ног. Однако
доподлинно это не известно, потому что Ума и Квентин ничего не подтверждают, но
и не опровергают.Тима Рота, Харви Кейтеля и Стива Бушеми, сыгравших в "Бешеных псах", Квентин изначально планировал снять в "Криминальном чтиве". Роль Ринго-Пампкина сразу писалась под Тима Рота - "английский паренек из рабочих". Кейтель сыграл блистательного мистера Вольфа, решающего проблемы, а Стиву Бушеми досталась только крохотная роль-камео - официант "Бадди Холли" в клубе Jack Rabbit Slims, и большинство зрителей даже и не знают, что это Стив Бушеми, - до того он загримирован.
А потом... Потом Квентин все это снял. Фильм произвел эффект
разорвавшейся бомбы. От него сошли с ума все - и зрители, и даже критики. Семь
номинаций на "Оскар" в 1995 году, из них одна победа - в категории
"Лучший сценарий". "Золотая пальмовая ветвь" в Каннах, 1994
год, что крайне расстроило нашего отечественного мэтра Никиту Михалкова,
который рассчитывал на эту награду со своим фильмом "Утомленные
солнцем". Никита Сергеевич даже дал несколько сердитых интервью, в которых
прохаживался в адрес жюри, давшего награду этому психопату с его дурацким
фильмом... Девять номинаций Британской киноакадемии, две из которых выиграли.
Плюс - еще под сотню различных наград, которые умучаешься перечислять.Вложено в фильм было чуть больше восьми миллионов долларов, а заработали на нем по всему миру более двухсот миллионов, в результате чего Miramax Films из небольшой компании стала одним из признанных голливудских лидеров.
Резюмирую. Это совершенно уникальный фильм, который вполне заслуженно носит звание "культового из культовых", уж на что я не люблю это слово. Как и за счет чего Тарантино сумел обычное бульварное чтиво перевести в разряд фактически высокого искусства - об этом уже ровно десять лет спорят критики многих стран, причем ни до чего толком они так и не договорились. Впрочем, есть отдельная категория критиков, среди которых модно утверждать, что Тарантино - психопат и вообще не режиссер, а успех "Криминального чтива" объясняется только общим низким культурным уровнем попкорножующей публики. Впрочем, что нам до критиков? Их мнение ни хрена не значит...
P.S. А теперь, после выхода "Убить Билла", вспомните сюжет "пилота" из "Криминального чтива", в котором снималась начинающая актриса Миа Уоллес...

