На правах рекламы:

тележка складная



Фильм «Пустыня Тартари»

Валерио Дзурлини — итальянский режиссер, знакомый советским зрителям по популярному фильму «Они шли за солдатами» и антиколониалистской ленте о подвиге Патриса Лумумбы «Сидящий по его правую руку». «Пустыня Тартари» — экранизация одноименного романа писателя-фантаста Дино Будзати. Роман этот был написан в конце 30-х годов, в разгар милитаристского угара в готовившейся к войне фашистской Италии. Свое неприятие фашизма и войны Будзати зашифровал, придав книге вневременной и «фантастический» характер.

Режиссеру удалось достичь полной тождественности между литературной первоосновой и фильмом, которые поистине дополняют друг друга, удалось передать мрачную, гнетущую атмосферу романа. И в новых исторических условиях, в конце 70-х годов, в философских метафорах и фантастических образах ясно читается антимилитаристский дух, осуждение военного психоза.

Именно этим в первую очередь и привлекает фильм Дзурлини «Пустыня Тартари», фильм-притча, звучащий столь современно в наши дни, когда определенные круги на Западе вновь нагнетают военную истерию.

Как нередко случается с подлинно художественными произведениями, они обретают независимое существование, и их звучание порой оказывается куда шире и значительнее авторского замысла. Повторим, что именно антимилитаристский пафос фильма, а не мрачные экзистенциальные мотивы привлек к нему такое широкое внимание критики и зрителей во всем мире, обеспечил успех на X МКФ в Москве.

Другая трудность — тяжелые условия съемок. Фильм снимали почти целиком на натуре, в раскаленной пустыне на севере Ирана, где археологи нашли развалины огромной древней крепости. И еще одна, и немалая, — необходимость подчинить режиссуре десять знаменитых и обладающих каждый своей яркой индивидуальностью актеров (фильм — «мужской», сколько-нибудь значительных женских ролей нет) из разных стран, говорящих к тому же на разных языках. И вот здесь мы подходим к еще одной важной особенности этого фильма. Лента Дзурлини — образец проникновенной и удивительно точной экранизации: в то же время это фильм самого Дзурлини, выражающий внутренний мир и взгляды режиссера. Но вместе с тем это и так называемый актерский фильм, ибо выдающимся произведением итальянского кино последних лет он в значительной мере стал также и благодаря тщательно подобранному актерскому ансамблю.

В главной роли лейтенанта Дрого мы встречаем французского актера Жака Перрена. некогда «открытого» именно Дзурлини, у которого он сыграл когда-то вместе с юной Клаудией Кардинале в лирическом фильме «Девушка с чемоданом». Перрен играл и в фильме Дзурлини «Семейная хроника» (по роману Васко Пратолини). Перренне только любимый актер Дзурлини и его друг, он выступает и в качестве одного из продюсеров фильма — постановка столь масштабной ленты потребовала немалых средств, в ее создании принимали участие кинофирмы Италии, Франции и ФРГ. Съемки велись двумя съемочными группами.

Рядом с Перреном три других француза: совершенно необычный Жан-Луи Трентиньян в роли военного врача Ровика, Филипп Нуаре (генерал) и Лорен Терзиев (лейтенант Ангустина). Образ командира гарнизона — полковника, бесконечно усталого, несколько холодного, аристократичного, единственного трезвого, осторожного человека, не верящего в «нападение», создает Витторио Гассман, последнее время все чаще отходящий от привычных былых комедийных штампов и доказывающий не только в театре, но и в кино, что он один из крупнейших итальянских трагиков. Другой итальянский актер — популярный ныне Джулиано Джемма — красивый, холодный, жесткий и, вероятно, жестокий офицер. Образ такого же безупречного служаки, но много старше по возрасту воплощает прославленный Макс фон Сюдов — немецкий актер, много снимавшийся у Бергмана. Другой известный немецкий актер, Хельмут Грим, сыгравший сгорающего от честолюбия молодого офицера — приятеля Дрого, который предает его в финале фильма. И два испанца и любимый актер Бунюэля — многоопытный Фернандо Рэй в роли страдающего от старых ран подполковника, единственного, кому «посчастливилось» когда-то понюхать пороха, и актер тоже старшего поколения — Франсиско Рабапь в роли сумрачного сержанта Тронка.

Итак, перед нами кинопроизведение хотя и непростое для восприятия, но открывающее внимательному зрителю все богатство своего содержания, выделяющееся в ряду других своей подлинной художественностью и высоким профессионализмом