Криминальное чтиво. Факты о фильме

США, 1994, 154 мин.

Сюжет: несколько причудливо переплетенных историй: парочка грабителей, сидя за столиком в закусочной, решает переключиться с банков на рестораны, причем собирается начать прямо сейчас; гангстер Винсент Вега должен по заданию Марселлуса Уолласа, своего босса, провести вечер с его женой; Винсент и его напарник Джулс наказывают ребят, кинувших Уолласа, а затем им приходится решать проблему со случайным трупом; боксер Бутч Кулидж нарушает договор с Уолласом и побеждает в поединке, теперь он должен как можно скорей убираться из города...

Режиссер: Квентин Тарантино
Продюсеры: Лоуренс Бендер, Дэнни Де Вито
Сценарист: Квентин Тарантино
Авторы идеи: Квентин Тарантино и Роджер Эйвори
Оператор: Анджей Секула
Композитор: песни Роберта Белла, Чака Берри, Боба Богла и других
В ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Ума Турман, Винг Рэймз, Брюс Уиллис, Мария де Медейрос, Харви Кейтел, Тим Рот, Аманда Пламмер, Эрик Штольц, Розанна Аркетт, Фрэнк Уэйли, Пол Калдерон, Бронаг Галлагер, Кристофер Уокен, Стив Бусеми, Квентин Тарантино и другие.

Действие "Криминального чтива", как и в "Бешеных псах", перемещается из прошлого в будущее и обратно. "Я помню, как кинооператор спросил у меня: "У нас что, катушки перепутаны?" — смеется монтажер фильма Сэлли Менке, вспоминая тот момент, когда сырой отснятый материал впервые показали на экране. Тот факт, что Винсент умирает в середине фильма, а потом оживает к финалу, отталкивает многих людей. "У фильма есть конец, но так как он возвращается к началу, вы осознаете, что видели полный цикл, — говорит Тарантино. — У круга нет конца, но он и не продолжается". В итоге хронология событий представляет собой следующее... День первый: Джулс и Винсент совершают убийство, потом моют машину у Джимми и идут завтракать. Там они прерывают ограбление Пампкина и Хани Банни. Потом они идут в клуб Марселлуса и видят, что он разговаривает с Бучем. День второй: Винсент и Миа проводят вместе вечер, и Миа по ошибке нюхает героин. День третий: Буч убивает своего оппонента и убегает. День четвертый: Буч возвращается, чтобы вернуть свои золотые часы, убивает Винсента и попадает в переделку в ломбарде. Они вместе с Фабиенной уезжают вдаль на закате солнца...

"Эпичен в "Чтиве" был не жанр, а сама попытка осилить подобный замысел — написать сценарий, пройти через подготовительный этап, снять фильм, смонтировать его, а потом — Канны и, что еще важнее, три месяца раскрутки в масс-медиа. "Пресса — это все, — говорит Тарантино. — Но сейчас, когда фильм выпущен официально, я выдохся. Все это замечательно, но было очень, очень тяжело".

Интересные факты:

Премьера в Америке - 14 октября 1994.

Бюджет фильма - $8 млн.

Сборы в первый уик-энд - $9,3 млн.

Общие сборы только в американском прокате - $107,9 млн.

Это первый "диснеевский" фильм, запечатлевший анальное изнасилование (компания "Мирамакс" ко времени съемок "Криминального чтива" была выкуплена "Диснеем").

Поначалу Ума Турман отказалась от роли Мии Уоллас. Тарантино так хотел ее снимать, что даже прочитал ей сценарий по телефону.

Если бы Ума все-таки не согласилась, Тарантино снял бы Мишель Пфайффер. Именно она, по его мнению, подходила больше всех. Кроме нее, Тарантино также беседовал с Изабеллой Росселлини, Мег Райан, Дэрил Ханной и Джоан Кьюсак. Из всех этих актрис лишь Ханне в дальнейшей повезло сыграть у Тарантино – в дилогии "Убить Билла".

Квентин Тарантино выбирал себе небольшую роль. Сначала он хотел сыграть торговца наркотиками Лэнса, однако отдал роль Эрику Штольцу, а сам стал Джимми Диммиком.

Сцены с грабителями Хани Банни и Памкиным были написаны специально под Аманду Пламмер и Тима Рота.

Дэниэл Дей-Льюис очень хотел сыграть Винсента. Но Тарантино предпочел ему Траволту.

Сценарий Тарантино писал, будучи в Амстердаме. Отсюда и ссылка на то, что Винсент только что вернулся из Голландии. Голландия, кстати, оказалась первой поездкой Квентина за границу.

Вначале на роль жены Лэнса Тарантино хотел пригласить Пэм Грайер, но отказался от этой мысли, заменив ее Розанной Аркетт. Грайер позже сыграет в его фильме "Джекки Браун" (1997).

Одно время Тарантино подумывал отдать роль Бутча Сильвестру Сталлоне.
Также Бутча мог сыграть Мэтт Диллон. По крайней мере, Диллон должен был встретиться с Тарантино, но встреча так и не состоялась. Когда Тарантино предложил Бутча Брюсу Уиллису, тот был сначала огорчен, что не получил роль Винсента.

Сэмюэл Л. Джексон еще в "Бешеных псах" мог сыграть Мистера Оранжевого. Роль досталась Тиму Роту, но Тарантино так нравились фильмы Джексона, что роль Джулса он уже писал с расчетом на него.

Также специально под Харви Кейтела была придумана роль Вулфа. Вулф - чистильщик по своей криминальной профессии. За год до этого Кейтел был чистильщиком в "Убийце" (1993) Джона Бэдхема.

Капитан Кунс, который передал маленькому Бутчу часы его отца, вспоминает о некоем авиаторе по имени Уинокки. Это имя Тарантино позаимствовал из фильма "Воздушные силы" (1943), снятого одним из любимых его режиссеров Ховардом Хоуксом.

Дед Бутча купил золотые часы в городке Ноксвиль, штат Техас. Это родной город самого Тарантино.

Маленький Бутч смотрит по телевизору шоу "Клатч Карго".

Монолог Марселлуса, который грозит умирающему Зеду жуткой расправой, позаимствован из боевика Дона Сигела "Чарли Вэррик" (1973).

Поединок Бутча звучит как "Кулидж против Уилсона". Это намек на американских президентов Кэлвина Кулиджа и Вудроу Уилсона.

Винсент все время читает в туалетах роман Питера О'Доннелла "Модести Блэйз". В этой книге убийца любит цитировать Библию, прямо как Джулс Уиннфилд.

Походы Винсента в туалет или ванную обычно заканчиваются не лучшим образом. Стоит ему там оказаться, за пределами ванны случается нечто плохое.

Миа называет Винсента "ковбой" (cowboy), а Винсент Мию – "ковбойка" (cowgirl). Траволта сыграл в фильме "Городской ковбой", а Ума Турман – в фильме "Даже пастушки иногда грустят" (пастушки – cowgirls).

Бургер "Биг Кахуна" герои Тарантино впервые будут поедать еще в "Бешеных псах" (1992), а затем – в "От заката до рассвета" (1995).

Невинная свидетельница, которую подстрелил сбитый Марселлус, - это та же актриса, которая сыграла владелицу машины, убитую мистером Розовым в "Бешеных псах".

Когда Бутч подбирается к своей квартире, звучит песня "Джек Рэббит Слим". Эта же песня звучала в сцене пытки в "Бешеных псах". А вообще, использовать эту песню Тарантино вдохновили два фильма с Элвисом Пресли – "Красная полоса 7000" (1965) и "Скоростная магистраль" (1968).

Бутч курит сигареты "Красное Яблоко". Эти же сигареты курил Мисер Блонд в "Бешеных псах", на следующий их год будет курить Тед, герой Тима Рота в "Четырех комнатах" (1995). Эту марку придумал сам Тарантино, противящийся появлению в его фильмах продакт-плейсмента.

Фабьенн, подружка Бутча, говорит: "В любое время дня можно съесть хороший пирог". Ту же мысль изрекает Алабама в "Настоящей любви" (1993), фильме Тони Скотта по сценарию Тарантино.

Винсент рассуждает об Эмме Пил, героине сериала "Мстители". Спустя четыре года Ума Турман сама сыграет Эмму Пил в ремейке сериала.

Бумажник Джулса с надписью "Bad motherfucker" на самом деле принадлежит Тарантино.

"Шевви-Малибу", на которой ездит Винсент Вега, — это машина самого Тарантино. Эту машину постигла скорбная участь: ее украли во время съемок.

По задумке Тарантино, Винсент Вега – родной брат Вика Веги, мистера Белого из "Бешеных псов", сыгранного Майклом Мэдсеном.

Шутки с братьями Вегой могло и не быть. Тарантино думал, что именно Мэдсен сыграет Винсента, однако актер не смог выбрать время в своем рабочем графике. Таким образом, родились два братских персонажа, "Чтиво" вывело на новую звездную орбиту угасшую карьеру Траволты, а Мэдсен позже еще раз сыграл у Тарантино в дилогии "Убить Билла".

Содержимое чемоданчика, принадлежащего Марселлусу, вызвало ряд изобретательных интерпретаций. Самыми устойчивыми из них являются: а) в чемоданчике душа Марселлуса, которую похитил Дьявол через его шею (тут стоит обратить внимание, что на шее Уолласа пластырь, а чемоданчик открывается с помощью кода 666); б) это сокровища, добытые застреленными героями "Бешеных псов"; в) это золотой костюм Элвиса из "Настоящей любви". Шутники считают, что в чемоданчике была лампочка в 20 ватт.

По словам Роджера Эвэри, сначала в чемоданчике должны были храниться самые простые алмазы. Идея не показалась оригинальной, поэтому решено было вообще скрыть от зрителя его содержимое. Мерцающий свет, бьющий из-под открытой крышки, был добавлен в самый последний момент.

Опровергая вышеназванную идею о душе Марселлуса, Тарантино сказал, что пластырь наклеил сам Винг Рэймз – чтобы скрыть свой шрам.

На футболе Джимми логотип детройтской газеты "Орбита", для которой Тарантино дал интервью, когда рекламировал "Бешеных псов".

Стив Бусеми получил роль официанта, словно в наказание за то, что его герой в "Бешеных псах" отказывался платить официантке чаевые.

Продюсер фильма Лоуренс Бендер мелькнул в маленькой роли волосатого яппи в кафетерии.

Тарантино удалил из прокатной версии сцену воображаемой бойни, которая родилась в голове Джулса. Пока он говорил с грабителями Пампкиным и Ханни Банни, ему представилось, как легко бы он мог застрелить сначала одного, потом вторую. Пистолет Ханни упал и выстрелил еще раз, а пуля попала в волосатого яппи (Бендер).

Героиня Анджелы Джонс, таксистка Эсмеральда Виллалобос, прибыла из получасового фильма Реба Брэддока "Запекшаяся кровь" (1991), который так понравился Тарантино. Позже, в 1996-м, Квентин даже выступил исполнительным продюсером полнометражной версии ленты, где Джонс вновь сыграла девушку, помешанную на убийствах и маньяках; теперь ее звали Габриэла.

Сцена инъекции адреналина Мии была снята наоборот. Траволта выдергивал шприц, а потом пленку прокрутили в обратном направлении.

Среди устойчивых мифов, сложившихся вокруг фильма, миф о том, что все часы, попавшие в кадр, показывают время 4:20. Как минимум, дважды можно найти этому опровержение – в сцене, когда Джимми пьет кофе со своими непрошенными гостями, часы показывают 8:15, а в другой сцене время 7:22 утра. Юмор в том, что 4:20 – устойчивый сленг для любителей марихуаны.

Винсент должен был дважды выстрелить в Марвина – один раз случайно, второй раз – из жалости, чтобы добить. Но Тарантино решил, что одного выстрела будет достаточно – так смешней.

Цвет и шрифт начальных титров позаимствован у фильма "Женщины-полицейские" (1974).

Слово " fuck" в фильме было произнесено 271 раз.

Награды:

Оскар-1995

лучший оригинальный сценарий - Квентин Тарантино, Роджер Эвэри
лучшая мужская роль - Джон Траволта (номинация)
лучшая мужская роль второго плана - Сэмюэл Л. Джексон (номинация)
лучшая женская роль второго плана - Ума Турман (номинация)
лучший режиссер - Квентин Тарантино (номинация)
лучший фильм (номинация)
лучший монтаж - Салли Менке (номинация)

Канны-1994 Золотая пальмовая ветвь - Квентин Тарантино

Золотой глобус-1995

лучший сценарий - Квентин Тарантино
лучший режиссер - Квентин Тарантино (номинация)
лучшая драма (номинация)
лучшая мужская роль в драме - Джон Траволта (номинация)
лучшая мужская роль второго плана - Сэмюэл Л. Джексон (номинация)
лучшая женская роль второго плана -
Ума Турман (номинация)

БАФТА-1995

лучшая мужская роль второго плана - Сэмюэл Л. Джексон
лучший оригинальный сценарий - Квентин Тарантино, Роджер Эвэри
лучшая мужская роль - Джон Траволта (номинация)
лучшая женская роль - Ума Турман (номинация)
лучший оператор - Анджей Секула (номинация)
лучший монтаж - Салли Менке (номинация)
лучший фильм (номинация)
лучший звук - Кен Кинг и др. (номинация)
приз Дэвида Лина за режиссуру -
Квентин Тарантино (номинация)

Сезар-1995

лучший иностранный фильм - Квентин Тарантино (номинация)
Давид ди Донателло-1995
лучший иностранный актер - Джон Траволта
лучший иностранный фильм

MTV Movie Award-1995

лучший танец - Ума Турман и Джон Траволта
лучший фильм
лучшая женская роль - Ума Турман (номинация)
лучшая мужская роль - Джон Траволта (номинация)
лучшая песня (номинация)
лучший экранный дуэт - Сэмюэл Л. Джексон и Джон Траволта (номинация)